Полномочия. Второй аспект в организационном процессе – распределение полномочий как по горизонтали, так и по вертикали.

Второй аспект в организационном процессе – распределение полномочий как по горизонтали, так и по вертикали.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных (переданных) задач.

Результатом делегирования полномочий является цепь команд “сверху вниз”. Принцип единоначалия предотвращает путаницу в полномочиях.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение – не может быть делегирована. Отвечает всегда руководитель, а не подчиненный.

Объем ответственности определяет размер з/платы.

Делегирование затрудняется из-за противодействия как руководителей (потеря контроля, власти и т.п.), так и подчиненных (приобретают дополнительную работу и ответственность( в части удовлетворенного выполнения работы).


Важно отличать полномочия от власти:

а) полномочия означают наличие права действовать;

б) власть – наличие реальной возможности действовать.

Можно иметь власть, не имея полномочий.

Типы полномочий в организации:

1. линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным.

Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд.

2. Штабные (аппаратные) полномочия – полномочия административного аппарата.

а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации (имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения);

б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (рыночная ситуация), до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата;

в) параллельные полномочия – наличие права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель – установление системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок (финансисты 2 подписи).

г) функциональные полномочия – различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель – сократить время прохождения команды по линейным каналам;

д) личные полномочия внутри аппарата – возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд.

Эффективное делегирование полномочий затруднено в связи со следующими причинами:

1. Заблуждение руководителей “Я это сделаю лучше” – затраты личного времени.



2. Отсутствие способности руководить, т.к. погружены в выполнении текущей работы.

3. Отсутствие доверия к подчиненным.

4. Боязнь риска, т.е. что за неудовлетворительную работу подчиненного придется самому отвечать.

5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности от действий подчиненных.

Подчиненные избегают ответственности и делегирования по причинам:

1. подчиненному удобнее спросить, что делать, чем самому решить проблему.

2. боязнь критики за совершенные ошибки, а рост ответственности увеличивает и вероятность ошибок.

3. отсутствие у подчиненного информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания.

4. наличие у подчиненного работы уже больше, чем он может сделать (или он так считает).

5. отсутствие уверенности в себе.

6. отсутствие положительных стимулов дополнительной ответственности.

Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками.

Признаки распределения функций, максимально распространенные:

1. Проблемный признак

На подразделение или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда).

2. Объектный признак

Предусматривается ответственность подразделения и его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (цеху, производству).

3. Проблемно-объектный признак.

Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.


5829294065772335.html
5829342083343321.html
    PR.RU™