Тема: Конкуренция.

Тема: Конкуренция.

Рыночная экономика –это экономическая система, которая контролируется, управляется и регулируется только свободными ценами.
Условия возникновения рынка - общественное разделение труда, в основе которого происходит сначала выделение крупных сфер деятельности, затем выделяется отдельные отрасли этих сфер, а затем дальнейшее деление отрасли на базе углубления специализации отдельных производителей. Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция– экономическое соревнование за достижения лучших результатов в какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа. Под конкурентной структурой понимают характер соперничества фирм, степень их влияния на принимаемые фирмами решения. При наличии конкуренции производители стремятся снизить свои затраты на производство товаров, чтобы повысить прибыль. В результате снижаются издержки, повышается производительность, снижаются цены. Конкуренция побуждает улучшать качество товаров и их разнообразие.
Виды конкуренции.
1.Внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой(между товарами различных отраслей).
2. Ценовой и неценовой. Ценоваяпредполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
3. Совершенную (свободную) и несовершеннуюконкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок. Совершеннаяконкуренция(рынок свободной конкуренции), при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. 4. Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т. е, монополий. Монополиявозникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства. Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:
1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление — дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т. п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов имеет ограниченный контроль над рыночной ценой — в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта — установление цен по принципу лидерства. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).


5829595120939327.html
5829629550697501.html
    PR.RU™